day & night

Русские и Американцы, Сравнения и обсужления.
Дата обновления: , перейти к новому сообщению
icon1
#1
Waider



Специалист
Group Icon

Группа: Наши Люди
Сообщений: 397
Регистрация: 23.05.2006
Из: Нижний Новгород
Пользователь №: 168.006


Респектов: 81
-----X----




Русские и американцы: сравнение национальных характеров


Русских и американцев одновременно и притягивает, и отталкивает друг от друга. Такой парадокс объясняется внутренними противоречиями, характерными для наших стран.
Может быть, для нас некоторые пары противопоставлений и не покажутся парадоксальными (например, человек вполне может быть гордым и застенчивым), но нельзя отрицать, что в русском характере уживаются довольно противоречивые черты. Не менее парадоксальны и американцы.
Но давайте посмотрим, в чем мы схожи и чем отличаемся друг от друга. Кстати, само наличие такого числа парадоксов у русских и американцев свидетельствует об общности характеров двух наций.
К общим характеристикам можно отнести следующие:

1. Обе державы полиэтничны и объединяют множество народностей, проживающих на их территориях.
2. Америка и Россия – исторические экспансионисты: США продвигались на запад, а Россия – на восток.
3. Обе страны являются атомными державами, что не может не сказаться на их отношении к другим членам мирового сообщества.
4. Огромные территории способствовали выработке у наших народов мышления с размахом. Американцы любят всё большое: их дома большие, их машины большие, их ранчо насчитывают сотни гектар земли. Русских всегда интересовало, что там за горизонтом, и на мелочи мы не обращали внимания.
5. Наши народы отличает прямой, несколько грубоватый стиль общения. Обе нации не одобряют официоз, характерный для многих западноевропейских стран.
6. Как русские, так и американцы проявляют гостеприимство при встрече с зарубежными гостями.
7. Обеим странам присущ дух мессианства. Американцы видят свое предназначение в установлении демократии (в их понимании) во всем мире. Русские всегда стремились объединить Европу и Азию, сохраняя и развивая духовные ценности в противовес западному прагматизму.
8. Русские и американцы любят технические новшества и изобретения.
9. В обеих странах отсутствует класс аристократов.

Означает ли наличие существенных расхождений в наших характерах то, что русские и американцы обречены на неудачи в сотрудничестве? И да, и нет! Да, если мы не будем учитывать эти различия. Нет, если мы будем их знать и использовать. В принципе, это очевидно, и об этом не стоило бы даже писать, если бы мы знали, как их учитывать. Как сделать так, чтобы различия наших национальных характеров не только не мешали, но и помогали нам в деловом сотрудничестве?
Прежде всего, нужно помнить, что кросс-культурное сотрудничество представляет собой улицу с двусторонним движением, где обе стороны должны двигаться навстречу друг другу, и где нужно знать дорожные правила. Конечно, есть международные правила ведения бизнеса, но есть и отличия, являющиеся следствием различий культур. В своей книге «Российские «Законы Паркинсона» Юрий Лужков со свойственной ему иронией обратил внимание на необходимость учета таких различий и на то, какую цену приходится платить за пренебрежительное отношение к ним.
Указывая на одну из причин неудач российских реформ, мэр Москвы пишет: «Нет единого шаблона «нормальной экономики». Нет универсального рецепта, пригодного для всех стран. Одни и те же принципы и программы приводят к совершенно разным результатам в Японии, Германии, Корее, Индонезии и Латинской Америке. Что уж говорить о России! Тут вообще все разводят руками. Наши бравые радикал- реформаторы исходили из постулата, что «не надо ничего придумывать», что «дважды два четыре и здесь, и в Париже», как любил повторять один юный премьер. С бесшабашной настойчивостью эти ретивые молодые люди копировали один к одному всё, что чуждо местной хозяйственной традиции, исторически сложившимся навыкам экономического мышления и поведения. И вот результат...».
А что мы знаем об американцах, и что они знают о нас? Интересные данные приводит П. Н. Шихирев, основываясь на результатах опроса российских и американских бизнесменов Российских и американских специалистов попросили дать характеристику деловым качествам самих себя и друг друга. Русские оценивают себя они считают себя в равной степени индивидуалистами и коллективистами, а своих зарубежных коллег – ярко выраженными индивидуалистами. Американцы же считают русских коллективистами, Говоря о деловой культуре, мы обычно имеем в виду некую обобщенную модель поведения. В каждом конкретном случае приходится иметь дело с индивидом, чьи личные качества могут значительно отличаться от общепринятых в данной культуре. Но, во-первых, такие случаи не многочисленны, во-вторых, базовые национальные ценности проявят себя в любых ситуациях, так как они настолько глубоко в нас сидят, что избавиться от них почти невозможно, по крайней мере, в течение жизни одного поколения.
С учетом сказанного можно сделать вывод, что наиболее эффективным алгоритмом общения русских и американских менеджеров будет тот, который каждый из участников общения построит сам, изучив и сравнив ценности наших культур и посмотрев, как они проявляются в конкретных деловых ситуациях, т.е. на практике.
Начинающим бизнесменам, которые имеют малый опыт общения с американцами, было бы неплохо усвоить ряд правил, позволяющих быстрее адаптироваться к работе с заокеанскими партнерами:
1. В общении с американцами используйте юмор.
2. При переговорах выкладывайте все свои карты на стол и предложите им сделать то же самое.
3. Сразу же переходите к делу и определите, кто за что отвечает.
4. Будьте настойчивы в достижении результата.
5. Американцы не склонны вдаваться в детали сделки до тех пор, пока они не будут уверены в реальности контракта. Имейте это в виду.
6. Американцев раздражают сложности, которых можно избежать. Постарайтесь не усложнять совместные проекты.
7. Полезно объяснять американцам ваши особенности восприятия действительности. Иначе они будут судить о них по своим стандартам.
8. Помните о любимом выражении американцев: «Время – деньги».
9. Они с готовностью идут на риск, поэтому не слишком осторожничайте.
10. Во время переговоров они часто рассуждают вслух. Поступайте так же. Это поможет быстрее выработать общую точку зрения и будет свидетельством того, что вам нечего скрывать.
11. Американцы не любят соблюдать протокол на деловых встречах. Если вам есть что сказать, не бойтесь высказывать свое мнение, даже если по статусу вы ниже многих других участников переговоров.
12. Они любят клишированные выражения. Будьте уверены, что вам знаком их смысл.
13. Не обижайтесь на сарказм, иронию и подшучивание со стороны американцев.
14. Покажите свою твердость – американцы уважают силу. Одновременно с этим дайте понять, что вы готовы идти на уступки.
15. Покажите уверенность в качестве предлагаемого вами товара и будьте настойчивы.
16. Не забывайте, что американцы – трудоголики. Они не уважают медленный темп работы и длительный отдых.
17. Проявляйте изобретательность – американцы открыты к новшествам.
18. Американцев больше интересует их будущее, чем ваше прошлое. Не стоит тратить время на примеры из прошлого, каким бы героическим оно ни было.
19. Американцы ведут себя жестко, но бывают наивны. В переговорах с ними нужно постоянно менять тактику, разговаривая как на их языке, так и на собственном.
20. Ведя переговоры с американцами, желательно иметь в своей команде кого- нибудь, кто хорошо знает особенности их деловой коммуникации.

Порой мне кажется, что русские склонны к самоуничижению, к заниженной самооценке. Мы любим критиковать себя и насмехаться над собственными недостатками. Часто такие действия носят не совсем искренний характер. Ругая себя, мы как бы ждем, что нам скажут: «Да ну что вы! Вы не такие плохие, вы гораздо лучше!».
Сравнивая русских с иностранцами, я все больше убеждаюсь в глубокой духовности и внутренней порядочности наших соотечественников. У многих это высказывание вызовет ироническую улыбку, но таких меньшинство. Да, мы занимаем низкое место по индексу инвестиционной привлекательности. Да, по индексу коррумпированности Россия на 74-м месте из ста стран. Но судят об этом по относительно небольшой группе людей, занимающих средние и верхние этажи исполнительной и законодательной власти.
Основная масса русских – честные, добрые, отзывчивые, гостеприимные, скромные, эмоциональные и умные люди. Придет время, и всё станет на свое место. По словам А. И. Солженицына: «Мы встанем на ноги, когда совесть одержит верх над экономикой». А пока нам нужно учиться общаться с другими культурами, демонстрируя лучшие черты русского национального характера.
Однако сделать это будет очень трудно. Достичь взаимопонимания с зарубежным партнёром мы сможем, лишь поняв, насколько своеобразно мы видим иностранцев, благодаря очкам собственной культурной среды.
User is offline
Go topGo end
 

Ответов(1 - 2)
31.05.2006 - 18:16
#2
elfion



бывший модер
[SoftoRooMTeaM] Group Icon

Группа: Наши Люди
Сообщений: 1.889
Регистрация: 27.07.2005
Пользователь №: 239


Респектов: 267
-----XX---




в целом очень толковая статья!
с последним утверждением согласен на все 100%
User is offline
Go topGo end
icon2 31.05.2006 - 19:21
#3
Waider



Специалист
Group Icon

Группа: Наши Люди
Сообщений: 397
Регистрация: 23.05.2006
Из: Нижний Новгород
Пользователь №: 168.006


Респектов: 81
-----X----




РУССКИЕ И АМЕРИКАНЦЫ ГЛАЗАМИ ДРУГ ДРУГА:
СТУДЕНТЫ УНИВЕРСИТЕТОВ ШТАТА ВИСКОНСИН И ИВАНОВА
О РОССИИ И ОБ АМЕРИКЕ
Холодная война осталась позади, причины для недоверия и враждебности исчезли. Какими же видят друг друга молодые русские и американцы сегодня? Казалось бы, уж совсем несложно отказаться от стереотипов прошлого нынешним студентам, которые выросли в тот период истории, когда страхи внезапных ядерных ударов со стороны другой сверхдержавы остались в прошлом. Напомним, что под стереотипами понимаются создаваемые культурой образы людей из других групп, которые призваны объяснить поведение этих людей и дать ему оценку. Одним из оснований стереотипизации являются недостаток информации о конкретном объекте стереотипизации. Большинство исследователей считает, что в результате контакта людей разных этнических групп, стереотипы могут разрушаться или, по крайней мере, корректироваться.
Одна из целей проекта "Иваново-Висконсин" и заключается в том, чтобы помочь молодым американцам и россиянам узнать друга и проверить на своем опыте общения, так ли "недружелюбны" русские и так ли "поверхностны" американцы, как это часто предполагают существующие стереотипы.
В самом начале совместной работы над проектом был проведен опрос участников, целью которого было выяснить представления американских студентов о России и русских и представления российских студентов об Америке и американцах. Эти представления и являются тем багажом знаний о другой стране, с которым наши студенты начинают взаимодействовать друг с другом.
Американским студентам задавались следующие вопросы: "Какие слова приходят тебе в голову, когда ты слышишь слово "Россия", "Как ты думаешь, каков типичный русский?", "Какие фильмы, книги ты вспоминаешь, когда ты слышишь слово "Россия?", "Перечислите несколько российских городов, несколько знаменитых русских, несколько достижений русских, которые были их вкладом в мировую цивилизацию, несколько примеров российско-американского сотрудничества". Условия анкетирования ограничивали ответы студентов 4-5 вариантами. Соответственно, такие же вопросы задавались российским студентам с тем лишь различием, что выявлялись знания, стереотипы, ассоциации, связанные у наших молодых соотечественников с Америкой и американцами.
Обратимся теперь к данным опроса американских студентов. Одним из первых и самых значимых был следующий вопрос "Когда Вы слышите слово "Россия", какие четыре слова приходят Вам на ум?" По частоте упоминаний самыми популярными стали следующие ассоциации: советский или СССР (27), холодный (26), коммунизм/коммунист (25), Холодная война (19). По крайней мере, три из этих четырех варианта ответов имеют отчетливо негативные коннотации. Негативная и явно идеологическая окраска отличает большинство часто встречающихся ответов на другие вопросы анкеты - Сталин (17), война (4), Чернобыль (4), ядерное оружие (4), бедная (4). Сюда же отнесем и встречающиеся по одному разу ассоциации: - социалистическая, К. Маркс, слабая, недостаток технологий, грубая, Карибский кризис. (Хотя, оговоримся, мы лишь предполагаем, что такие ответы американских студентов как "СССР", "коммунист", "холодная война" несут негативную оценку. Возможно, для кого-то из них СССР - лишь нейтральный маркер для России, о которой они мало что знают).
Ассоциации, которые мы условно обозначим как, скорее, нейтральные: холодная (26), большая или огромная(14), водка (5), шапка-ушанка (4), Москва (12), космос и гонка в космосе (4), олимпиады (4), купола (3), Сибирь (2). Однако следует иметь в виду, что большинство таких ассоциаций, хотя и выглядят на первый взгляд нейтральными, являются частью резко негативного стереотипа отношения к русским периода холодной войны. К примеру, Сибирь в американской пропаганде холодной войны репрезентируется как огромная тюрьма (и эта традиция восходит к Дж. Кеннону). Шапка-ушанка - это непременный атрибут советского человека и т.д. Среди ответов, встречающихся один раз, интересны следующие - изолированная, вершина Азии, далеко от нас, скрытность, длинные (большие) пальто, хоккей.
Наконец, мы предполагаем, что следующие ассоциации могут быть расценены скорее как позитивные - умный (1), быстрый (2 -очевидно, речь идет про хоккей? Мы знаем, что Павла Буре иногда называют "русской ракетой"), балет (1), спутник (1), теннис (1), уникальная архитектура (1).
Посмотрим теперь, какие ассоциации возникают у российских студентов на стимул "Америка". В целом, эти ответы заметно менее идеологичны, хотя наиболее часто встречающиеся ответы также несут на себе отпечаток идеологии. Независимость, Свобода, Демократия (17) и Статуя Свободы (17). Среди других распространенных ассоциаций - Голливуд (12), Президент Буш (7), и Макдональдс (8). (К последнему, вероятно, стоит приплюсовать fast food (6), кока-колу (3), гамбургеры (3), хот-доги (3), чизбургер (1)). По пять раз упоминаются американская мечта, звездно-полосатый флаг и Белый Дом. Замыкает список распространенных ассоциаций доллар (4). Среди менее популярных ассоциаций встречаются и варианты, содержащие негативную оценку - война в Ираке (2), огромные амбиции (1), эгоистичные (1). Остальные ответы в основной массе можно расценить как нейтральные или позитивные (приведем только ряд примеров - упорно работающие люди, конституция, кукуруза, бейсбол и баскетбол, ковбой, улыбка, патриотизм, кино, Windows, западная культура, награда Грэмми, поп-корн и многое другое).
Каков типичный русский в глазах американца? Что касается внешности и телосложения, то русский темноволос (13) (один вариант - светловолос), высок (10), ( 3 варианта - невысокий и 3 - низкий), большой (12), сильный (2), спортивный (1), белой расы (8) (фактор белой расы не играет особого значения для русских, но важен в американской системе "распознавания"), с темными глазами (2) и бородой (3) и отличными от американцев чертами лица. Один раз встречается вариант, который, безусловно, достоин упоминания - "женщины сложены, как мужчины".
Среди отличительных черт характера, которые приписывают американские студенты россиянам, есть и позитивные, и негативные характеристики. Преобладают, к сожалению, последние. Русские недружелюбны (5), заносчивы (3), жестки (5), неумолимы, упрямы, они несчастливы и угнетены (по 1). Они бедны (4) и примитивны (1). Русские пьют много водки (4), много курят (1), ругаются нецензурно (2), носят ушанки (3) и длинные пальто. При этом три человека отметили, что типичный русский - это коммунист.
Среди скорее положительных характеристик, которые американцы атрибутируют типичному русскому, - ум (4), патриотизм (1), свободомыслие (1), сердечность (2), развитая культура (1) трудолюбие (1), прямота (1). Три человека написали, что русские - "нормальные" и "такие же, как мы".
Теперь посмотрим, какими видят американцев русские. Что касается внешнего вида, то здесь образ значительно беднее. По сути, только один ответ характеризует в какой-то степени то, как выглядит американец. Он - с улыбкой на лице. Улыбка - так ответили 19 человек, и это самый часто повторяющийся ответ. Пятеро респондентов убеждены, что типичный американец склонен к полноте. Еще двое видят типичного американца как предпочитающего fast food.
Среди качеств, которые приписываются типичному американцу, мы можем также выделить позитивный и негативный образ. В числе негативных характеристик, отмечаемых российскими студентами в качестве "американских", - высокомерие и эгоистичность (4), хитрость (2) индивидуализм (2), невежливость (1), неискренность и лицемерие (по 1), лень и легкомыслие (по 1), амбициозность и упрямство ( по 1), хвастливость, невежество и самодостаточность (по 1). Однако такие ассоциации скорее нетипичны. Об этом свидетельствуют даже цифры. Преобладающим является позитивный образ. Американец и американцы практичны (13), уверены в себе (8), общительны (8), дружелюбны (4), миролюбивы и жизнерадостны (3). Они энергичны, активны и склонны к соревнованию (соответственно 2, 1, 5). Они независимы (4) и, упорно работая, постоянно заняты (3 и 2). Американцы - настоящие патриоты (5). Они умны, свободны от комплексов, всегда борются за свои права и любят свободу (2 и 2). Они успешны и вежливы (по 1). Они изобретательны, инициативны (по 1).Наконец, у американцев - открытое сердце.
Следующая группа ответов характеризует уровень персонализации Америки и России. Респондентам было предложено назвать личностей, которые они знают в Америке/ России. Для американцев, прежде всего, это политики - Сталин (31), Горбачев (10), Ленин (9), Путин (8), Ельцин (6) Хрущев (6). Помимо политиков, можно выделить группу спортсменов, которые, очевидно, для многих американцев являются образом русскости: теннисистка Курникова(8), хоккеисты Федоров (4), Михайлов (1) , Буре (1). Упоминаются писатели Достоевский (1) и Чехов (3). Интересно, что среди "знаменитых русских" встречаются люди, которые никогда не имели отношение к России - например, Карл Маркс и супермодели Ива Герцеговина (sic!) и Петра Немцова,
Российские студенты демонстрируют и большую осведомленность об американских персонажах, и большую широту взглядов. На первых местах по упоминанию у них также политики - Дж. Буш (16), А. Линкольн (14), Б.Клинтон (10). Чуть реже упоминаются Дж. Ф.Кеннеди (8), Дж. Вашингтон, К.Райс (5), Б.Франклин (5), М.Л.Кинг (4), Т.Рузвельт. В спектре персонажей, помимо политиков, достаточно большой сегмент занимают писатели. Всего американские писатели упоминаются 24 раза. Причем, имен достаточно много. Это Дж. Лондон, О. Генри, Т. Драйзер, Ф. Купер, М.Твен, С. Кинг, Э.Хемингуэй и другие. Еще один обширный список знаменитых американцев, который представили российские студенты, - это актеры (в том числе М.Монро (8), Б. Питт (2), Джулия Робертс и далее - Т. Круз, Н. Кидман, Дж. Николсон и др.) и музыканты (в том числе Элвис Пресли (8). М. Джексон (5), Л. Армстронг и т.д.). Заметим, в российском списке также присутствуют "чужие знаменитости". Причем, если называют американкой теннисистку Шарапову, то это еще можно как-то объяснить, но почему там же присутствует президент Путин, понять трудно.
На вопрос, какие фильмы приходят на ум при слове "Россия" (соответственно "Америка"), ответы российских и американских студентов различаются настолько, что их нельзя даже сравнивать. Американцы приводили фильмы американского производства (нам трудно решить, является ли исключением фильм "Солярис", смотрели американские студенты советский фильм или его американский ремейк), в которых так или иначе затрагивается тема России, Советского Союза. Причем большую часть среди упоминаемых фильмов составляют различные вариации, связанные с войной, противоборством (и преодолением этого противоборства) - Рокки (13), Джеймс Бонд(8), Враг у ворот (5). Напротив, если смотреть российский список, то наиболее часто упоминаемые фильмы - это популярные Титаник (23), Унесенные ветром (11), Терминатор и Форест Гамп (по 10). Российские студенты продемонстрировали очень широкое знание американского кинематографа, они перечислили около 80 фильмов самых разных жанров - от фильмов ужасов до мелодрам. Возможно, такая реакция на "американское кино" как на кинематограф вообще, а не на нечто специфически американское, отражает признание доминирующей роли Америки в кинопроизводстве. Собственно, подтверждением такого признания является неоднократное упоминание Голливуда как символа Америки.
Американских студентов просили ответить, какие книги приходят им на ум, когда они слышат слово "Россия". Самым распространенным ответом был "я не знаю" (8). Однако несколько человек отметило "Войну и мир" (4), "Преступление и наказание" (4), "Доктор Живаго" (2). По одному голосу получили "Братья Карамазовы", "Идиот" и "Анна Каренина". Интересно и то, что три человека ассоциируют с Россией "Коммунистический манифест". В совокупности с тем, что Карл Маркс упоминается в анкете как российский персонаж, не исключено, что эти студенты приписывают России авторство этого произведения. Наконец, о том, как относится к России содержание таких упомянутых книг как "Гестапо" (1), "Русская зима", "СС-секретные архивы", "Восточный фронт" и т.д. (всего 6 вариантов), остается только догадываться.
Просьба перечислить несколько американских и российских городов преследовала цель выявить географический аспект знаний о России и Америке. В ответах российских студентов представлена вся география и основные крупнейшие центры США - с севера на юг, с запада на восток. Это Нью-Йорк (34), Лос Анжелес (30), Вашингтон (29), Чикаго (22), Сан Франциско (12) и другие, включая Лас Вегас, Бостон, Солт Лейк Сити, Детройт, Даллас, Сиэтл, Новый Орлеан и еще с десяток названий. Из ошибочных ответов отметим названия не городов, а штатов - Калифорния и Нью-Джерси.
Американские студенты уверенно называют Москву (56). Дальше со значительным отставанием идет Санкт-Петербург (27). На третьем месте стоит Сталинград (7), причем остается только гадать, знают ли американские студенты, что название города давно сменилось. Наконец, еще один город получил четыре голоса - это Иваново, что объясняется конкретным опытом общения с ивановскими студентами. По одному разу упоминаются Екатеринбург, Мурманск, Омск. Пенза, Пермь и небольшой Электрогорск. Вариантов неверных ответов в американских анкетах намного больше. Они относят к России зарубежные города (Братислава, Киев, Минск), отдельные географические и политические регионы России (Чечня, Сибирь), а даже целые страны (Украина).
Российским студентам отдельно задавался вопрос, который не попал, к сожалению, в анкеты американцев, - знают ли они о примерах сотрудничества между США и России. Большинство российских ответов было связано с сотрудничеством в области космоса (22). Чуть меньше отметили борьбу с терроризмом, и партнерство во второй мировой войне (соответственно 13 и 8). Отрадно, что четыре человека рассматривают наш проект "Иваново-Висконсин" именно как пример сотрудничества между Россией и США. Остальные варианты (включая продажу Аляски, обменные программы и многое другое) упоминаются лишь по одному разу.
Наконец, последний вопрос касался оценки вклада России и США в мировую цивилизацию. По мнению российских студентов, таким вкладом можно считать Голливуд (8), систему питания МакДональдс (6) (сюда же отнесем релевантные результаты fast food (5) и кока-колу (2)), Среди лидирующих ответов также можно назвать идею свободы, демократию (6), компьютерные технологии (5), атомную бомбу (4). Стоит упомянуть, что среди вариантов ответов присутствуют как технические достижения (электрическая лампа, интернет, джип), так и социальные и культурные явления (рок, джаз, вклад в развитие поп-музыки, Green Peace, Красный Крест, вестерн и др.) и просто привычные джинсы.
Американские студенты на первое место ставят достижения России в космосе (25). Что еще Россия подарила миру? Большую часть этого списка хочется просто написать подряд, без комментариев. Коммунизм (8), водка (7), ничего, не имею представления (6), ядерное оружие (6), войну (6), холодную войну (3), ракеты (2), смерть (1), ненависть(1), вертолеты (1), АК-47 (1). Попытаемся найти положительные ответы. Встречаются варианты экономика, литература, чеховские пьесы, архитектура, талантливый хоккей. Имеет ли упоминание Анны Курниковой позитивные коннотации, сказать не берусь….
Символы России для американских студентов связаны либо с идеологией (серп и молот (21) коммунизм (4), СССР (2)), либо с космосом и войной (АК-47, tanks, military, sputnik), либо с "традиционными атрибутами" России и русского (снег, холод (5), водка (4), шапка-ушанка, медведи). Символы Америки и американцев для российских студентов также имеют скорее идеологическое измерение: статуя Свободы (31), звездно-полосатый флаг (31), Белый Дом (13). Российские студенты проявляют осведомленность и в том, какие символы предпочитают сами американцы (например, Лысый Орел (7), дядя Сэм (3), американская мечта (1), и в том, какой символикой США наделяется извне - это то, что связано в быстрым питанием (Кока-кола, Макдональдс (по 5), хот-доги (2), с американской валютой (доллар(8), системой развлечений и достопримечательностями (Голливуд (10), Диснейленд (4), Лас Вегас (2) и т.д.). Упомянем и такие варианты как Пентагон (4), небоскребы (3), американский пирог (3), голливудская улыбка (2), Дикий Запад и ковбои (2).

Подведем итоги.
Уверена, что результаты опроса окажутся неожиданными для большей части российских студентов, которые родились уже после распада Советского Союза. Прежде всего, их удивит преобладание таких ассоциаций как коммунист, холодная война, Сталин, война, оружие и т.д. Удивит, поскольку они уверены в том, что холодная война уже закончилась, и советские времена (хорошо это или плохо) никогда не вернутся.
Теперь об образе Америки и американцев в глазах российских студентов. Безусловно, наши молодые соотечественники продемонстрировали большую осведомленность об Америке, чем американские о России. Негативные стереотипы в образе американца также присутствуют, но эти черты свободны от идеологических оценок.
Однако нельзя переоценивать знания россиян об американской культуре и интерпретировать отношение к американцам как дружественное, или теплое на основании лишь данного исследования.

Во-первых, для того, чтобы корректно сравнивать уровень знаний обеих групп студентов, следует принимать во внимание одно важное обстоятельство. Среди американских респондентов присутствуют студенты разных специальностей, они специализируются в истории, искусстве, педагогике и т.д. Состав российских участников проекта более однороден. Большая часть их обучается на факультете романо-германской филологии и изучает язык, литературу и культуру США в рамках курсов зарубежной литературы, спецкурса "Американская культура в зеркале литературных стилей", курса по страноведению, что само по себе, безусловно, расширяет кругозор. Они больше знают об американцах и потому не так сильно подвержены негативным стереотипам, дают более позитивные оценки. Учтем это, и не будем переоценивать знания россиян, ссылаясь лишь на пример студентов РГФ ИвГУ.

Во-вторых, данные аналогичного исследования, проведенные в Иванове в 2000 году для "внутреннего" потребления, как и данные межуниверситетского проекта 2004 года "Россия -США: парадоксы самопознания" (см. статью О. Ю. Анцыферовой "(Де)конструкция стереотипов, или парадоксы (само)познания. Ивановцы о США" существенно расходятся с данными опроса в рамках проекта "Иваново-Висконсин". Исследование 2000 года, в котором принимали участие студенты разных факультетов, показало приблизительно тот же уровень знаний, но совсем другие оценки. Знания об Америке в российском обществе в целом, несомненно, выше, чем знания американцев о России (что объясняется рядом причин: вестоцентризмом российского сознания, большой ролью США в мировой политике, постоянным присутствием США на российском телеэкране и просто более высоким уровнем российского школьного образования в области географии и истории). Что же касается оценок, то в двух вышеупомянутых проектах, предшественниках "Иваново-Висконсин", негативные оценки Америки и негативные характеристики и в образе американца преобладали. Причем лидирующее место занимали характеристики, которые почти не появлялись как варианты в наших сегодняшних анкетах, - американец тупой, с лицемерной улыбкой, толстый.
Нам трудно судить, почему в Америке сохраняются негативные стереотипы русских. Несомненно одно: в телеэфире постоянно воспроизводятся фильмы со злобными неумолимыми русскими - врагами достаточно сильными и страшными. С одной стороны, этого требуют законы жанра: чтобы показать величие и благородство американского героя нужно оттенить его образом врага - могущественного, коварного, дикого. Холодная война продолжается. Другим объяснением может быть то, что тема современной России занимает слишком мало места в американском информационном пространстве, чтобы она могла существенно потеснить стереотипы, оставшиеся в наследство со времени холодной войны.
Поэтому, дорогие российские студенты, давайте не будем слишком строго судить наших коллег из штата Висконсин. К тому же, большинство их них самокритично оценивают свои знания о России как "скудные".
Наш проект призван разрушить (или, по крайней мере, расшатать) стереотипы и показать "нормальность" людей, которых разделяют не только океаны, но и множество других социокультурных и политических барьеров. Как сказала одна из российских участниц проекта: "Я буду рада, если хотя бы несколько человек будут думать про нас иначе".
User is offline
Go topGo end

Topic Options
Сейчас: 19.04.2024 - 11:03
Мобильная версия | Lite версия