Интернет-магазины
До Нового года остались считанные дни, а тут еще давись в очередях за подарками! На рынках без боя и ругани не пробьешься, в магазинах и того хуже: пока достоишься в кассу, семь потов сойдет. А чтобы вообще туда попасть, на автостоянках перед крупными супермаркетами приходится намотать кругов десять, пока припаркуешься...
Обессилев от единения с народом и предновогодней истерии, я плюнула и решила заказать подарки через Интернет. Как-никак XXI век на дворе. Уж наверняка сэкономлю время, нервы, а к тому же и деньги.
Начала с ребенка. Ничего не поделаешь, хоть в лепешку разбейся, а подарок от Деда Мороза под елкой лежать должен. Нахожу на сайте одного из интернет-магазинов симпатичный конструктор, оформляю заказ. Через несколько часов раздается звонок.
- Перед новогодними праздниками у нас особенно много заказов. Извините, но выбранного вами конструктора на складе уже нет. Закажите что-то другое, - предложила девушка. - Но учтите, что курьеры у нас сейчас нарасхват, так что заказа, скорее всего, придется ждать несколько дней.
Поиск нового подарка отнял немало времени. Заказывая товары он-лайн, всегда лучше четко знать, что тебе надо. Тем не менее уже через два дня выбранная гоночная машинка была у меня на руках.
Тогда я кинулась заказать музыкальные колонки для мужа. В течение суток мне никто не перезванивал. Устав ждать, я решила выяснить судьбу своего заказа сама. На дозвон по указанным на сайте телефонам ушло более (?!) трех часов. За это время я благополучно могла бы купить те же самые колонки в магазине. Наконец, дозвониться удалось, и колонки привезли на следующий день.
Обеспечив подарками семью, я решила, что неплохо бы побаловать и себя, купив долгожданный ноутбук. Заказ подтвердили в тот же день, но в назначенные часы курьер так и не приехал. На мои звонки в офисе неизменно отвечали: «Девушка, ждите, курьер уже выехал». В результате ждать заказа пришлось не в течение обещанных трех часов, а всех пяти. Ноутбук был аккуратно запакован и выглядел абсолютно новым. Но при включении оказалось, что компьютером до меня активно пользовались. В нем имелись файлы, и даже было закачано несколько фильмов.
- Вы же сказали, что продаете абсолютно новую технику! - возмутилась я.
- Видимо, это демонстрационная модель, - не смущаясь, отбился курьер. - Но ничего страшного, царапин же на нем нет!
- А откуда я знаю, сколько этим компьютером пользовались? Может, у него уже аккумулятор подсажен? - не унималась я. - Раз так, сбрасывайте цену!
- В офисе сказали, что скидка может составить 500 рублей, - ответил молодой человек. - Больше никак. Да у нас его и так купят!
Компьютер я так и не купила. А для себя сделала вывод, что покупки через Интернет - лотерея. Нельзя точно предсказать, выполнят ли твой заказ в срок и привезут ли то, чего так ждешь. С другой стороны, если время не поджимает, ты точно знаешь, чего хочешь купить и готов ко всевозможным накладкам, интернет-магазины - штука удобная и выгодная.
Продавца за руку не поймаешь Все интернет-магазины работают по одному принципу. Нашел в Сети товар, зарегистрировался на сайте, заказал и сиди жди звонка телефонистки. Но можно и не регистрироваться - просто позвонить по указанным телефонам.
На доставку небольших товаров уходит один-два дня. А вот заказ покрупнее, например, мебель, могут везти и один-два месяца. Одни магазины за доставку товаров берут деньги, другие - нет. В каждом регионе своя ситуация.
Правда, и риск оказаться в дураках при покупках в Интернете достаточно высок.
- Многие магазины в Интернете существуют фиктивно. У них нет определенного адреса, соответствующих документов. В 99 процентах случаев потребитель никогда не узнает реального адреса продавца и его местонахождения. На это торговцы и рассчитывают. Ведь при обнаружении недостатков обманутый покупатель не знает, куда бежать, как вернуть свои деньги. Он не может поймать продавца за руку и отстоять свои права. Именно поэтому сама я этими магазинами пользоваться боюсь, - сообщила «КП» специалист Роспотребнадзора Тамара ДРОНОВА.
И во многом тому виной наши законы. Вернее их отсутствие. Обязанности интернет-магазинов перед покупателями практически нигде не прописаны, а потому и взятки с них гладки. По действующим законам интернет-магазины не обязаны иметь реальный офис, а также выставочные залы. За указание фиктивных адресов продавцов тоже никто не наказывает. Вот и получается сплошная виртуальная реальность.
- Качество интернет-продаж у нас пока на зачаточном уровне. И доверять им особенно нельзя, - рассказал «КП» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий ЯНИН. - Больше всего люди жалуются на то, что привозят им совсем не то, чего они ожидали. Часто товары бывают с повреждениями или быстро ломаются. А вернуть назад деньги, особенно если расплатились безналом или кредиткой, чаще всего невозможно.
Конечно, если вы заказываете через Интернет книги, музыкальные диски, канцелярию или другие мелочи, опасаться обмана не стоит. А вот если ваш выбор пал на что-то покрупнее, например, бытовую технику, выбирать продавца стоит с умом. Самым лучшим тестом для интернет-магазина являются отзывы друзей и знакомых. Если никаких справок о торговой точке навести не удалось, перед тем как сделать заказ, хорошенько изучите сайт. И не покупайтесь на его внешний вид, ведь мошенники не жалеют денег на приличный дизайн. Копайте поглубже. На сайте обязательно должна быть информация о юридическом лице с указанием его адреса и телефона. Не поленитесь и позвоните, чтобы убедиться, что компания, в принципе, существует. Если из всех реквизитов фирмы указан только абонентский ящик, это повод насторожиться. Велика вероятность того, что вас надуют.
- Еще на сайте обязательно должна быть размещена информация о возврате денег. В соответствии со статьей 26.1 «Закона о защите прав потребителей» человек, если ему вдруг разонравился купленный по Интернету товар, имеет право получить назад деньги в течение 7 дней, - уточнил Дмитрий Янин.
Если же сайт потребителям об этом не сообщает, значит, и деньги в случае чего возвращать не собирается.
БДИ! Как нас дурят в «он-лайн-лавке»:
работают без регистрации, указывают фиктивные юридические адреса,
подсовывают некачественные товары и отказываются принимать их назад,
оттягивают сроки исполнения заказа,
доставляют не те товары, которые были заказаны (например, другую модель),
неверно заполняют гарантийные документы, не предоставляют инструкции на русском языке,
накручивают цены на доставке, а также сборке товаров (например, мебели).
kp.ru