day & night

Обеспечение школ лицензионным ПО, Проект предложения Мининформсвязи России
Дата обновления: , перейти к новому сообщению
#1
d-view



Специалист
Group Icon

Группа: Наши Люди
Сообщений: 422
Регистрация: 26.07.2005
Из: xUSSR
Пользователь №: 31.145


Респектов: 88
-----X----




По данным Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации на 75% школьных компьютеров стоит нелицензионное программное обеспечение. Министерством был подготовлен проект документа по обеспечению школ базовым пакетом лицензионного программного обеспечения, который попал к журналистам и вызвал много вопросов.

Проект предложения Мининформсвязи России


Предложения Мининформсвязи России по реализации проекта по обеспечению общеобразовательных учреждений базовым пакетом лицензионного программного обеспечения в рамках внедрения единого федерального стандарта минимально необходимого оснащения школ современными информационно-коммуникационными технологиями

1. Предпосылки реализации проекта

Настоящие предложения подготовлены Мининформсвязи России во исполнение решения, принятого на совещании у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева 13 февраля 2007 года (протокол №ДМ-П45-5пр, раздел I), в целях формирования согласованных предложений по направлениям основным мероприятиям и параметрам реализации приоритетного национального проекта "Образование" в 2007 году, а также на перспективу до 2010 года.

Вопрос использования лицензионного программного обеспечения неоднократно обсуждался на самом высоком уровне и до настоящего времени не потерял свою актуальность.

Российская Федерация проводит последовательную политику по борьбе с "компьютерным пиратством", а также улучшению своего имиджа на международной арене за, счет повышения качества защиты интеллектуальной собственности.

Кроме того, вопрос использования лицензионного программного обеспечения является одним из наиболее актуальных, учитывая работу, проводимую Российской Федерацией по вступлению в ВТО, а также принятие 4-ой части Гражданского кодекса.

В целях определения текущего реального уровня использования лицензионного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях, а также определения потребностей школ в программном обеспечении для его использования в образовательном процессе, Мининформсвязи России провело соответствующий анализ на основе данных полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Анализ показал, что до 75% персональных компьютеров, используемых в школах, работает на нелицензионном общесистемном и прикладном программном обеспечении. При этом общее число используемых в настоящее время персональных компьютеров составляет порядка 675 тыс. штук.

Приведенные цифры подтверждают необходимость принятия скорейших и безотлагательных мер со стороны Правительства Российской Федерации.

Одновременно необходимо отметить, что основную долю потребности субъектов Российской Федерации в лицензионном общесистемном и офисном программном обеспечении составляют продукты компании Майкрософт.

При этом у общеобразовательных учреждений существует потребность и в свободном общесистемном и прикладном программном обеспечении.

Кроме того, высокий уровень потребности в лицензионном программном обеспечении отмечен для следующих видов программного обеспечения: антивирусное обеспечение, средства редакции векторной графики и обработки фотоизображений.

По мнению Мининформсвязи России, задачу по обеспечению общеобразовательных учреждений целесообразно решать путем приобретения программного обеспечения по подписке в рамках единого федерального стандарта минимально необходимого оснащения школ современными информационно-коммуникационными технологиями для ликвидации сложившегося неравенства в этой сфере.

На основе полученных данных, Мининформсвязи России сформировало базовый перечень общесистемного и прикладного программного обеспечения для закупки и установки на школьные персональные компьютеры.

Одновременно Мининформсвязи России провело переговоры с основными производителями программного обеспечения и средств разработки на предмет предоставления ими специальных цен. Учитывая социальную важность проекта, производители согласились предоставить скидки на свою продукцию в размере до 95 процентов от средней рыночной цены соответствующих продуктов.

Кроме того, Мининформсвязи России проработало вопрос о создании системы поддержки и обучения пользователей базового пакета лицензионного программного обеспечения, размещаемого на персональных компьютерах в общеобразовательных учреждениях.

2. Цели и задачи проекта

Целью проекта является обеспечение стопроцентного уровня использования лицензионного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях в рамках внедрения единого федерального стандарта минимально необходимого оснащения школ современными информационно-коммуникационными; технологиями для ликвидации сложившегося неравенства в этой сфере.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить выполнение следующих задач:
- утвердить базовый перечень лицензионного программного обеспечения, устанавливаемого на персональных компьютерах в образовательных учреждениях Российской Федерации;
- организовать централизованную поставку и установку и/или переустановку лицензионного программного обеспечения в соответствии с утвержденным Перечнем;
- создать систему поддержки и обучения пользователей базового пакета лицензионного программного обеспечения, размещаемого на персональных компьютерах в образовательных учреждениях, включающую в себя:
- систему контроля наличия, лицензий на программное обеспечение, установленное на персональных компьютерах в образовательных учреждениях, а также предупреждения установки нелицензионных программных продуктов;
- единый центр справочного обслуживания по вопросам использования программного обеспечения в образовательных учреждениях, включающий в себя подсистему телефонного обслуживания, а также справочный Интернет-портал;
- систему дистанционного обучения учителей и учеников, навыкам использования программных продуктов, включенных в базовый перечень лицензионного программного обеспечения, устанавливаемого в образовательных учреждениях Российской Федерации.

1. Базовый перечень лицензионного программного обеспечения

Базовый перечень общесистемного и прикладного лицензионного программного обеспечения основывается на итогах анализа потребностей общеобразовательных учреждений в лицензиях на программное обеспечение, проведенного Мининформсвязи России в феврале — марте 2007 года (приложение 1).

Исходя из потребностей; а также с учетом стоимости программных продуктов, предложенной производителями и вендорами, предлагается следующий перечень базового лицензионного программного обеспечения:



Организация обеспечения стопроцентного использования лицензионного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях возможна посредством реализации трех механизмов.

1. Приобретение лицензионного программного обеспечения по подписке, имеющее следующие основные преимущества:
- отсутствие значительных единовременных затрат средств федерального бюджета;
- гарантированное получение бесплатных новых версий программного обеспечения в случае их появления в период действия лицензионной подписки;
- возможность использования любых версий того программного обеспечения, на которое оформлена лицензионная подписка;
- наличие возможности оперативного лицензирования; программного обеспечения на вновь приобретаемых школьных персональных компьютерах;
- возможность легального использования лицензионного программного обеспечения, устанавливаемого в образовательных учреждениях, на личных персональных компьютерах учителей.

2. Приобретение права на постоянное использование лицензионного программного обеспечения, имеющее следующие основные особенности:
- значительные единовременные затраты средств федерального бюджета на порядок превосходящие стоимость подписки;
- отсутствие возможности отказа от использования программного продукта в любое время;
- возможность использования только того программного обеспечения, лицензия на которое приобретена;
- отсутствие возможности легального использования лицензионного программного обеспечения, устанавливаемого в образовательных учреждениях, на личных персональных компьютерах учителей.

3. Всеобщая разовая легализация программного обеспечения; установленного в образовательных учреждениях, имеющая следующие основные особенности:
- быстрое лицензирование программного обеспечения установленного в образовательных учреждениях Российской Федерации;
- постановка на федеральный баланс лицензионного программного обеспечения установленного в образовательных учреждениях;
- значительные единовременные затраты средств федерального бюджета;
- отсутствие инвентаризации лицензионного программного обеспечения установленного в образовательных учреждениях;
- отсутствие возможности легального использования лицензионного программного обеспечения, устанавливаемого в образовательных учреждениях, на личных персональных компьютерах учителей.

В результате сравнения всех указанных выше альтернатив Мининформсвязи России считает целесообразным осуществлять стратегическое развитие проекта по первому сценарию.

4. Система поддержки и обучения пользователей базового пакета лицензионного программного обеспечения, размещаемого на персональных компьютерах в образовательных учреждениях

В целях обеспечения поддержки закупаемого базового пакета лицензионного программного обеспечения необходимо обеспечить создание системы поддержки лицензионного программного обеспечения, установленного на персональных компьютерах в образовательных учреждениях Российской Федерации, включающую в себя:
- подсистему обеспечения распространения, и сопровождения базового лицензионного программного обеспечения; устанавливаемого на персональных компьютерах в образовательных учреждениях.
- подсистему контроля наличия лицензий; на программное обеспечение, установленное на персональных компьютерах в образовательных учреждениях.
- подсистему дистанционного обучения; преподавателей и учащихся навыкам; использования программных продуктов, включенных в базовый перечень лицензионного программного обеспечения; устанавливаемого в образовательных учреждениях.
- единый центр справочного обслуживания по вопросам использования программного обеспечения в образовательных учреждениях.

4.1. Подсистема, обеспечивающая распространение и сопровождение базового пакета лицензионного программного обеспечения, устанавливаемого на персональных компьютерах в образовательных учреждениях

Подсистема распространения и сопровождения единого федерального базового пакета лицензионного программного обеспечения предусматривает решение следующих задач:
- закупка и доставка лицензионного программного обеспечения в субъекты Российской Федерации для организации его установки;
- организация первичной инсталляции лицензионного программного обеспечения на всей территории Российской Федерации;
- оказание консультационной поддержки образовательным учреждениям на период инсталляции и начальной эксплуатации лицензионного программного обеспечения;
- формирование актуального банка данных об установленном в образовательных учреждениях лицензионном программном обеспечении
- распространение среди образовательных учреждений регулярных и критически важных обновлений лицензионного программного обеспечения;
- закупка и доставка, программного обеспечения по заявкам образовательных учреждений в масштабе всей страны.

4.2. Подсистема контроля наличия лицензий на программное обеспечение; установленное на персональных компьютерах в образовательных учреждениях

Подсистема контроля наличия лицензий предназначена для решения следующих задач:
- аудит и инвентаризация оснащенности образовательных учреждений Российской Федерации лицензионным программным обеспечением;
- формирование банка; данных заявок (потребностей) образовательных учреждений в лицензионном программном обеспечении;
- подготовка исходных данных и формирование годовых программ закупок лицензионного программного обеспечения и оснащение им образовательных учреждений;
- формирование аналитической отчетности по состоянию, тенденциям и прогнозам применения лицензионного программного обеспечения в образовательных учреждениях.

4.3. Подсистема дистанционного обучения учителей и учеников навыкам использования программных продуктов, включенных в базовый перечень, лицензионного программного обеспечения, устанавливаемого в образовательных учреждениях.

Целью создания подсистемы дистанционного обучения учителей и учеников навыкам использования программных продуктов, включенных в базовый перечень, лицензионного программного обеспечения; устанавливаемого в образовательных учреждениях, является формирование на основе передовых образовательных технологий; в том числе с применением методов дистанционного интерактивного обучения, у педагогов и школьников навыков; широкого повседневного использования, современных информационных и коммуникационных технологий.

Одновременно подсистема дистанционного обучения будет осуществлять функции по управлению процессом обучения и централизованного распространения материалов, а также сбора и анализа результатов обучения.

4.4 Единый центр справочного обслуживания по вопросам использования программного обеспечения в образовательных учреждениях

Единый центр справочного обслуживания обеспечивает эффективное и управляемое использование лицензионного программного обеспечения в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Единый центр решает следующие задачи, а также предоставляет следующие услуги:
- информационно-справочная поддержка образовательных учреждений по вопросам использования лицензионного программного обеспечения;
- мониторинг процессов распространения и использования лицензионного программного обеспечения, а также использования информационно-коммуникационных технологий: в образовательных учреждениях в целом;
- разработка нормативно-правовых и учебно-методических материалов, а также образовательных курсов по вопросам использования лицензионного программного обеспечения в образовательных учреждениях.
- оказание консультаций; для образовательных учреждений и органов управления (по телефону, по электронною почте через Интернет) по правовым вопросам использования лицензионного программного обеспечения в учебном процессе и для управления сферой образования;
- оказание консультаций для образовательных учреждений и органов управления по техническим вопросам инсталляции, настройки и эксплуатации лицензионного программного обеспечения;
- сбор и аналитическая обработка; данных о поступивших обращениях (запросах) с целью оценки и прогнозирования качества процесса распространения лицензионного программного обеспечения в образовательных учреждениях.

5. Финансово-экономическое обоснование

Приведенное финансово-экономическое обоснование основывается на результатах анализа потребностей общеобразовательных, учреждений Российской Федерации в лицензионном программном обеспечении, а также с учетом условий предоставления лицензий на программное обеспечение, предлагаемых производителями.

Учитывая значимость данного проекта, источником его финансирования целесообразно определить средства, выделяемые на реализацию приоритетного национального проекта "Образование".

1. В части финансово-экономического обоснования оснащения общеобразовательных учреждений лицензионными программным обеспечением:

Для проведения расчетов были приняты следующие базовые условия:
- общее количество персональных компьютеров в образовательных учреждениях Российской Федерации 675 000 штук;
- средние темпы роста количества персональных компьютеров в общеобразовательных учреждениях оценивается на уровне 15%;
- количество общеобразовательных учреждений в Российской Федерации порядка 62000.

Также при расчете использовались предложения со стороны производителей указанных программных продуктов.

Стоимость единого федерального базового пакета лицензионного программного обеспечения, устанавливаемого в образовательных учреждениях Российской федерации на 1 рабочее место в год с учетом НДС (рублей) на 1 персональный компьютер



Распределение средств федерального бюджета, необходимых на лицензирование единого федерального базового пакета программного обеспечения, устанавливаемого в образовательных учреждениях Российской Федерации в 2007-2010 годах, с учетом ежегодного 15% увеличения количества персональных компьютеров в тысячах рублей



Общий объем средств, необходимых для обеспечения стопроцентной лицензионной чистоты, программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, с учетом увеличения общего числа персональных компьютеров в школах на 15 % ежегодно, составляет около 2,366 млрд. рублей в период 2007-2010 годы.

2. В части финансово-экономического обоснования создания системы поддержки и обучения пользователей базового пакета лицензионного программного обеспечения, размещаемого на персональных компьютерах в образовательных учреждениях Расчет затрат произведен в ценах 2007 года с учетом ежегодного 15% увеличения количества персональных компьютеров. При расчете затрат на аренду помещений учитывалась территориальная специфика для оптимизации объемов финансирования.

Структура затрат средств федерального бюджета на создание системы поддержки и обучения пользователей базового пакета лицензионного программного обеспечения, размещаемого на персональных компьютерах в образовательных учреждениях (в тысячах рублей)



Общий объем средств на создание системы поддержки и обучения пользователей базового пакета лицензионного программного обеспечения, размещаемого на персональных компьютерах в образовательных учреждениях, составляет 1,356 млрд. рублей в период 2007-2010 годы.
Таким образом, общий объем потребностей в финансировании проекта в целом в период 2007-2010 годы составляет порядка 3,8 млрд. рублей.


6. Ожидаемые результаты реализации проекта

Реализация предлагаемого проекта позволит уже к началу нового учебного года обеспечить стопроцентный уровень использования лицензионного программного обеспечения в школах и избежать в дальнейшем случаев возбуждения уголовных дел в отношении директоров российских школ.

Кроме того, реализация проекта положительно повлияет на имидж Российской Федерации на международной арене.

В рамках создания системы дистанционного обеспечения планируется:
- обучить до 120 тыс. преподавателей школ и работников общего образования и 600 тыс. учащихся применению наиболее распространенных инструментов работы с информацией;
- повысить общий уровень ИКТ-компетенции населения в соответствии с международными стандартами;
- создать постоянно функционирующую систему дистанционного обучения работников общего образования и преподавателей образовательных учреждений.

Приложение 1

Потребности общеобразовательных учреждений в лицензиях на использование общесистемного и прикладного программного обеспечения



Минэкономразвития раскритиковало программу поставки школам лицензионного софта, разработанную Мининформсвязи. Ведомство Грефа предлагает закупать программы с открытым кодом - так будет дешевле для государства. Но быстро перевести все школы на свободное ПО не удастся - это признают даже сами разработчики таких продуктов.

28 апреля замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов направил в Минфин письмо, в котором высказался за доработку программы, подготовленной Мининформсвязи. "Предлагаемые Мининформсвязи <...> мероприятия несут угрозы создания монопольного положения поставщиков, прежде всего компании "Майкрософт", на российском рынке", - говорится в копии этого письма, имеющейся в распоряжении "Ведомостей". Вдобавок Мининформсвязи нарушает закон "О размещении заказов на поставки товаров...", предлагая закупать ПО у конкретных производителей без проведения тендера, замечает Шаронов. Сам он ратует за установку на школьных компьютерах ПО с открытым кодом: это позволит бесплатно тиражировать программы и стимулирует развитие российского IT-рынка.

Представитель МЭРТ отказался комментировать письмо. А близкий к этому министерству источник поясняет: ведомство не против замены пиратского ПО, установленного на школьных компьютерах, на лицензионное. Но в перспективе, считает он, государству нужно провести новый конкурс на поставку программ для школ и отдать предпочтение ПО с открытым кодом - в частности, операционным системам (ОС) типа Linux. Одно из главных требований к школьному софту, - он должен работать не только под Windows, но и под другими ОС.

Тендеры среди поставщиков ПО будут проведены, обещает чиновник Мининформсвязи. Пока это министерство провело лишь предварительные переговоры с производителями ПО, чтобы сориентироваться в уровне цен, объясняет он. Стратегически Мининформсвязи за внедрение в школах ПО с открытым кодом, но перевести на него все школьные ПК за несколько месяцев невозможно, отмечает чиновник. "Мы планировали к 1 сентября лицензировать Windows в школах, а открытое ПО начнем вводить параллельно в пилотном регионе", - говорит он.

По оценкам Мининформсвязи, системы Linux плюс пакеты офисных программ обойдутся государству в 150 руб. на один ПК в год, а ежегодные затраты на закупку и поддержку Windows - в 353 руб. на один ПК (с учетом программ MS Office, MS Visual Studio и MS Front Page). Но, остановив выбор на Linux, государство должно будет потратить еще 50 млн руб. на разработку отдельной версии ОС, учитывающей особенности учебного процесса в российских школах, предупреждает чиновник министерства. Большая часть учебных программ не работает под ОС типа Linux, говорится в письме начальника управления Федерального агентства по образованию Алексея Карпова в Мининформсвязи. Исходя из расчетов Мининформсвязи разница между стоимостью пакетов на базе Windows и Linux составляет около 130 млн руб. в год; таким образом, затраты на разработку специальной версии Linux для российских школ окупились бы меньше чем за полгода.

Представитель российского офиса Microsoft не стал комментировать ситуацию, отослав корреспондента "Ведомостей" к недавнему официальному заявлению корпорации. Тогда Microsoft выразила надежду, что "стремление Мининформсвязи РФ <...> установить во всех школах страны лицензионное программное обеспечение к началу нового учебного года будет положительно оценено российским правительством".

В мае этого года Министерство финансов отказалось выделить средства из федерального бюджета на реализацию этой программы. "Хочу высказать благодарность Министерству финансов и лично г-ну Кудрину, что они не допустили принятия этого очень опасного для национальных интересов нашей страны проекта", - заявил Виктор Алкснис.

Депутат Виктор Алкснис намерен инициировать депутатский запрос в Генеральную прокуратуру РФ на предмет проверки деятельности чиновников Мининформсвязи. По мнению депутата, ведомство лоббировало интересы компании Microsoft и пыталось добиться оплаты поставок в российские школы программного обеспечения именно этой компании. Средства, которые понадобились бы для реализации этого проекта, можно направить на создание собственного ПО, считает депутат.

"Недовольство политикой Мининформсвязи, направленной на укрепление зависимости от Microsoft, есть и у других ведомств, в частности, у Минфина, - отметил в беседе с корреспондентом CNews депутат Госдумы. - Я убежден, что надо прилагать все усилия для того, чтобы преодолеть эту зависимость от монополиста, и выступаю за то, чтобы усилиями российских разработчиков "довести до ума" Linux-платформу, разработать удобный и простой интерфейс. Самое главное, что необходимо сделать, - это адаптировать продукт для школ и разработать графические приложения под Linux. Если продукты будут устойчиво работать, то и поддержка его будет минимальна. Все это вполне осуществимо, лишь бы на это была политическая воля".

Между тем сами разработчики полагают, что эксперимент по внедрению свободно распространяемых программных продуктов в масштабах страны стоит проводить с осторожностью. "Действительно, открытое ПО - это не столько дорого, сколько безопасно, технологически осуществимо, - считают разработчики из ASP Linux. - Но при осуществлении внедрения в масштабах всей страны школам может не хватить ресурсов для обеспечения поддержки ПО на местах. В данном случае необходимо начинать с обучения специалистов работе с продуктами, основанными на открытом исходном коде, и с внедрения в отдельно взятом регионе. После чего постепенно распространять этот опыт на другие регионы. Кроме того, государству необходимо разработать образовательные стандарты, под которые разработчики смогли бы адаптировать свои программные продукты".

"Нужно предложить школам дистрибутив, который не будет нуждаться в сложной и дорогостоящей поддержке, - возражает Алексей Смирнов, генеральный директор компании AltLinux. - Тогда для обеспечения полноценной поддержки и обучения преподавателей вряд ли стоит разворачивать специальную систему - необходимо интегрироваться в существующую систему обеспечения школ, систему повышения квалификации учителей". К тому же прецеденты использования Linux в школах имеются. По словам г-на Смирнова, в рамках Федеральной программы "Дети России" осуществлялись поставки компьютеров с базовым ПО на основе Linux, кроме того, во многих московских школах в компьютерных классах установлены компьютеры с двумя ОС - Microsoft и Linux. Впрочем, по мнению г-на Смирнова, в дальнейшем стоит придерживаться следующего подхода: "При закупке прикладных программ для школ важно требовать многоплатформенности, то есть возможности использования ПО хотя бы под двумя ОС - Linux и Windows, - чтобы избежать зависимости от монопольного поставщика".

С другой стороны, понятно, что определенные трудности для массового использования свободного ПО в школах все же имеются. Недавние исследования показывают в целом крайне низкий уровень распространенности Linux - платформ на компьютерах пользователей. Так, согласно данным аналитиков, он не превышает 0,5% от всего парка пользовательских ПК. По их мнению, в России достаточно низкий уровень осведомленности о свободно распространяемом ПО, а доступность дешевого пиратского софта не оставляет никаких препятствий к тому, чтобы пользователи устанавливали на свои ПК продукты Microsoft. Что касается школ, то анализ Миниформсвязи показал: до 75% персональных компьютеров работают на нелицензионном общесистемном и прикладном программном обеспечении. При этом общее число используемых в настоящее время персональных компьютеров составляет порядка 675 тыс. штук.

По материалам:
http://v-alksnis2.liv...com/24949.html
http://www.3dnews.ru/...softom-264124/
http://www.rambler.ru.../10312135.html
http://cnews.ru/news/...7/05/18/250716
http://www.svobodanew...114639003.html
User is offline
Go topGo end
 

Ответов(1 - 2)
29.05.2007 - 10:29
#2
d-view



Специалист
Group Icon

Группа: Наши Люди
Сообщений: 422
Регистрация: 26.07.2005
Из: xUSSR
Пользователь №: 31.145


Респектов: 88
-----X----




Интервью с директором Департамента Мининформсвязи
Максутом Шадаевым


Документ разработанный Мининформсвязи вызывает много вопросов. За пояснениями и уточнениями мы обратились к одному из создателей проекта директору Департамента государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса Министерства информационных технологий и связи РФ Максуту Шадаеву:

– В прошлом году стартовала большая программа по подключению российских школ к интернету. До запуска этой программы Россвязьнадзор (надзорный орган в сфере связи) дошел до каждой школы и провел некоторую техническую инвентаризацию. То есть, оценил количество компьютеров, качество доступа в интернет (если доступ есть) и практически по каждой школе был создан паспорт использования информационных технологий. В рамках создания паспорта мы обнаружили, что существует серьезная проблема дифференциации регионов по уровню использования современных технологий в образовании. Богатые регионы активно инвестируют в школы, бедные не могут поддержать этот темп и разница между школами растет. У нас был создан с Минобрнауки координационный совет, где мы эту проблему рассмотрели и возникла идея, которая пока нормативно никак не оформлена. Мы придумали, что нам нужно со стороны федерации обеспечить поддержку некоторых выравнивающих механизмов. Федерация должна независимо от состоятельности региона обеспечить некоторый уровень информационных технологий, который позволит школам пользоваться современными технологиями в обучении. Мы определили некоторый базовый минимум. В этот базовый минимум вошел компьютерный класс, широкополосное подключение к Интернету, единый федеральный базовый пакет ПО. Таким образом был сформирован «Единый федеральный стандарт минимально необходимого оснащения школ современными информационно-коммуникационными технологиями». Этот стандарт был утвержден решением межведомственного координационного совета по информатизации системы образования.

– Как сформировался набор базового программного обеспечения для школ?

– Во время инвентаризации школ мы поняли, что существует большая проблема с лицензионным ПО (около 75% процентов компьютеров используют нелицензионное ПО). Тогда мы попросили субъекты федерации сообщить нам о своих потребностях в лицензионном ПО (с просьбой указать конкретную версию продуктов и количество необходимых лицензий) для того, чтобы гарантировать стопроцентную лицензионную чистоту. Все субъекты федерации представили нам собственные потребности в лицензионном ПО, для того, чтобы гарантировать необходимое качество образовательного процесса. После этого мы посмотрели, что у нас востребовано и на этой основе сформировали пакет, с учетом того, что бюджет имеет ограничения.

– Но согласитесь, что процедура выбора образовательного ПО довольно странная.

– В документе только первоначальные предложения Минсвязи, которые мы после этого согласовывали с Минобрнауки. Теперь список программ претерпел изменения. Мы шли просто как айтишники: спросили что нужно субъектам, посмотрели самые востребованные продукты, сформировали пакет программ, послали на согласование с Минобрнауки, в результате которого добавилась программа-переводчик, система распознавания текста и еще некоторые продукты. Систему управления базами данных мы закрываем тем, что у нас Access входит в пакет Майкрософт. И сейчас фактически мы сделали следующую итерацию по этому базовому стандарту и теперь Минобрнауки полностью разделяет нашу позицию.

– Но есть же стандартная процедура государственных закупок, где она в проекте?

– В нашем проекте не написано, что обязательно должен закупаться, например, Adobe Photoshop. Там написано Adobe Photoshop «или эквивалент по функциональным и техническим характеристикам»

– Максут Игоревич, Adobe Photoshop — это профессиональный коммерческий продукт высшего уровня и стоимость самой легкой версии 250 долларов, а обычная приближается к тысяче долларов. Это все равно, что порекомендовать в автошколы для ребят Audi-8 или аналогичный по характеристикам продукт.

– Первое, закон о государственных закупках позволяет нам в рамках формирования цены провести переговоры с основными производителями, чтобы понять лимитную стоимость конкурса. Второе, мы на этом этапе не согласовываем конкурсную документацию. Это наши предложения, которые позволят определить общий бюджет проекта. Сейчас средств на это нет. Нам нужно обосновать сколько средств необходимо государству на решение этой задачи. Кроме того, мы не говорим, что мы хотим удовлетворить все потребности школ в программном продукте. У нас очень простая задача – нужно лицензировать то, что сейчас используется в школе. Вопрос не стоит так: всем поставить Adobe Photoshop. Задача состоит в том, что там, где Adobe Photoshop реально стоит, начать за это реально платить. Он де-факто стоит и используется. Его нужно легализовать.

– Если Adobe Photoshop стоит незаконно, то его нужно удалять с компьютера. Ворованное использовать нельзя. А в некоторых школах стоит программа AutoCAD, которая стоит тысячи долларов. Давайте ее тоже легализуем. А в других школах с математическим уклоном стоит MATLAB, который стоит десятки тысяч долларов. Получается, что и их нужно тоже легализовать, раз уж они все равно установлены?

– Пакет программ можно обсуждать и мы предлагаем это делать. У Минобрнауки возникли вопросы, которые мы учли, но у них не было вопросов по поводу Adobe Photoshop. Они не говорили, что надо взять более простой продукт, который не будет столько стоить. И поймите, на уровне конкурсной документации будут определены функциональные требования к каждой категории программ и эти требования должны согласовать все и Минэкономразвития и Рособразование (то ведомство, которое будет координировать эту программу). И если эти требования будут признаны необходимыми и достаточными и какой-то другой продукт кроме Adobe Photoshop будет соответствовать техническим требованиям и производители предложат более выгодные условия, то соответственно этот продукт выиграет. Это может быть в том числе свободное ПО, если все требования будут выполнены.

Просто у нас две разных задачи. Мы пытались обосновать необходимость федерального финансирования данной задачи и определить сумму, которую государство может под нее выделить. После этого начинается длинный цикл по подготовке конкурсной документации, детальному определению стандартов и на этом уровне все детально контролируется, так как здесь другая степень ответственности, связанная с проведением закупок и нарушением законодательства в этой сфере. Сейчас мы находимся на стадии, когда нас просили разобраться какой порядок финансирования требуется, чтобы то программное обеспечение, которое стоит в школах и используется, сделать лицензионным.

– Почему в предложении даже не рассматривается вопрос о лицензиях на программное обеспечение для домашних компьютеров школьников? Знают ли авторы документа, что во всех развитых странах предоставляются так называемые «кампусные лицензии», то есть даются лицензии не только на оборудование в учебных заведениях, но и на домашние компьютеры не только учителей, но и учеников? Как будут выполнять школьники домашние задания, если минимальная цена, которую должна дополнительно выложить каждая семья помимо стоимости компьютера только за лицензионное программное обеспечение — 700 долларов?

– Что касается кампусных лицензий, то Microsoft не дает ученикам кампусные лицензии и в других странах мира.

– Как не дает? В ЮАР, вообще дают бесплатно. Или возьмите поcледние предложения Microsoft, компания предлагает школьный базовый пакет для развивающихся стран за три доллара.

– Понимаете, когда мы пытались разговаривать с Минэкономразвития, а они пытались спекулировать на теме свободного программного обеспечения, мол, все есть и можно разово все школы перевести на свободное ПО. В действительности это невозможно. И все тезисы, что там все бесплатно – просто не работают. Кто возьмет на себя ответственность, чтобы сказать всем школам: «Завтра мы переходим на свободное ПО»? Вы знаете, что словарь Lingvo не работает под Linux?

– Но возможны и другие решения. Например, государством покупается компьютер с предустановленной операционной системой Windows за 60-80 долларов, но все остальные прикладные программы открытые, бесплатные и лицензионные.

– Если бы проблема стояла так, то у нас бы не было 480 тысяч компьютеров в школах, нуждающихся в лицензировании Windows.

– По мнению многих экспертов, все потребности образования (мы говорим об образовательных продуктах) могут быть покрыты открытым и бесплатным в тиражировании ПО. Открытый и бесплатный GIMP может заменить Adobe Photoshop.

– Если GIMP 2 выиграет на конкурсе у Adobe Photoshop, то хорошо. Нам все равно, если так решит конкурсная комиссия. С другой стороны, если у нас на двести тысяч компьютеров регионы просят поставить Adobe Photoshop, то это значит, что существует потребность школ в этом продукте. Если вы завтра им дадите GIMP они его завтра снесут и поставят Adobe Photoshop. Мы не можем этого не учитывать.

– Если в регионах есть потребность ездить на дорогих джипах, но у них в автопарках Жигули, то это же не означает, что необходимо всем по их запросам дать дорогие джипы? Если абстрактный директор школы «поносов» виноват, то он должен быть наказан.

– Завтра, если будут массовые проверки, то большинство директоров школ придется наказать. У нас другая задача. Мы не спорим, что нужно еще раз посмотреть этот федеральный стандарт, но если мы сейчас в бюджете выбьем деньги на Adobe Photoshop, как на максимальное решение и кто-то другой предложит лучшее решение и выиграет этот лот, то — отлично, потому что конкурсные процедуры жестко регламентированы. Выиграет GIMP, его поставят на все школьные компьютеры. Но если программа не отвечает потребностям людей, то ее потом снесут и поставят снова Adobe Photoshop. Почему не поставить в школы то, что нужно людям?

Мы хотим, чтобы наши школьники получили самое лучшее. Пусть они привыкают в школе ездить на условной Audi-8, тогда и во взрослой жизни они будут стараться ездить на Audi-8. Мы считаем, что нам удалось получить такие условия на закупку коммерческого ПО для школ, чтобы государство могло себе позволить его профинансировать. Если вы в школе учитесь работать на Adobe Photoshop, то у вас в дальнейшей жизни уже есть специальность. Если мы используем для обучения Adobe Photoshop, который является мировым стандартом, то это хорошо, мы вкладываем чуть больше в качество подготовки наших школьников.

– Но этот продукт по своим возможностям для школьников крайне избыточный. Даже профессионалы в издательствах серьезно утверждают, что для постоянной работы достаточно десятой долей возможностей Photoshop. А в образовании избыточность это часто серьезный недостаток. Чем сложнее пособие для образования, тем труднее и дольше сам процесс обучения. Программы открытого ПО часто проще, функциональнее и богаче возможностью и вариативностью, нужной в образовании.

– Открытое ПО будет участвовать в наших конкурсах. Мы тщательно исследуем ситуацию со открытым ПО и уже переговорили со всеми российскими производителями. Наша позиция следующая. Первое. Нет стабильной версии открытого ПО, которая была бы рекомендована для использования в бюджетных учреждениях и которая прошла хоть какие-нибудь государственные испытания. То есть, ее надо заказывать и отдельно делать. Второе. Все что было сделано за 5-6 лет активного финансирования системы образования работает под Microsoft. При этом мы сказали и первый вице-премьер Дмитрий Анатольевич Медведев нас при этом поддержал, что мы понимаем, что стратегическая задача нашего проекта — уменьшение зависимости системы образования от продукции зарубежных производителей и уменьшение лицензионных платежей, которые мы им платим.

И мы договорились, учитывая все эти проблемы, связанные со свободным ПО, что нужно профинансировать создание стабильной версии, что нужно адоптировать под нее прикладные системы, что нужно адоптировать те разработки, которые были сделаны для системы образования ранее. Мы договорились одновременно делать пилотный регион. Мы в отличие от Минэкономразвития считаем, что нельзя сразу по всей стране отказаться от Windows. Мы говорим: «Давайте двигаться последовательно». И как один из вариантов (у нас же лицензионные платежи ежегодные) мы можем поставить одновременно и Linux и Windows.

– Вопрос с операционными системами Linux или Windows не единственный вопрос. Можно оставить пока Windows, но взять многие стабильно и хорошо работающие бесплатные программы, тем более, что на их тестирование не требуется брать ничье разрешение. Почему не попробовать и под Windows использовать OpenOffice?

– Если конкурс выиграет OpenOffice, то поставим его в школы.

– Разве не нужно четко различать выбор между операционными системами (Linux - Windows) и между прикладными программами. Многие открытые, бесплатные программы отлично и давно работают под Windows, часто превосходя свои платные аналоги. Тот же OpenOffice имеет все нужные аналоги программ из Microsoft Office.

– Согласен. Но поймите, мы начали с первой стадии, когда нужно выяснить готово ли вообще государство финансировать программное обеспечение для школ. У нас вообще позиция Минфина, что подобное финансирование не задача федерации, а задача субъектов. Мы считаем, что все разговоры целесообразно вести, когда государство определит ту сумму, которую оно готово потратить на эту проблему. А если мы, или Рособразование, которое является ответственным госзаказчиком в этой части, сможет эффективно потратить средства за счет того, что конкурс выиграют GIMP и OpenOffice, то выберем их. Но скорее всего тогда все равно в самих школах будут сносить OpenOffice и все равно ставить Microsoft Office. Вы думаете, что школе можно навязать искусственный стандарт? Не забывайте, что рядом со школой большой мир. Если у человека дома стоит Microsoft Office, то все равно в школах его будут ставить. Почему в этом случае государство не может пойти на расходы и дать детям самое лучшее, самое современное, самое распространенное ПО? Почему мы должны говорить ребятам: «Какой вам Adobe Photoshop, вот вам GIMP и рисуйте в GIMPе».

Но главная проблема сейчас, чтобы федерация профинансировала этот проект. Это как было с подключением школ к интернету. На какой скорости подключать школы 128 или 512 кбит/с решалось после того, когда был выделен от федерации некоторый бюджет. Нам сейчас нужно политическое решение правительства, чтобы школы защитить от преследования по статьям об авторском праве. А вопрос «какой там стандарт будет» пусть решают ответственные ведомства — есть Минобрнауки, есть Минсвязи, который определяет техническую политику. Пусть они вместе в рамках выделенного бюджета определятся. Есть и поставщики, которые могут участвовать в конкурсах и т.д. Поймите, мы с вами обсуждаем детали следующего этапа.

Сколько существует этот вопрос? Пока Минсвязи не поставил эту проблему на повестку дня о ней серьезно никто и не говорил. Мы единственные кто осмелился предложить хоть какие-то механизмы решения проблемы и нас сразу же все стали ругать. Давайте займем позицию Минэкономразвития и вообще ничего делать не будем. Главное снимем ответственность с себя. Заберем весь коммерческий ПО из школ и скажем людям: «Идите, пользуйтесь свободным ПО». А дальше не важно, что произойдет, если люди не захотят или не смогут использовать открытый ПО, а захотят учиться Adobe Photoshop потому что это для них шанс интегрироваться в будущее. Вы начинаете критиковать нас раньше времени. Еще нет предмета критики. Мы просто объяснили правительству, объяснили вице-премьеру Медведеву, что это не так дорого.

Мы считаем, что Российская Федерация может взять на себя эти обязательства и в полном объеме потянуть их для всех школ, потому что это наши дети. Поймите нашу обеспокоенность. Мининформсвязи активно пробивал проект по подключению школ к интернету. В начале там было в плане записано 20 тысяч школ и стояло в два раза меньшее финансирование. Когда мы провели исследование, то подняли вопрос: «Почему 20 тысяч школ, если у нас не подключены почти 53 тысячи? По какому признаку мы отберем из них 20 тысяч?» Мы все объяснили правительству, бюджет проекта в два раза увеличили, и он пошел. И проект станет стимулирующим для всего развития инфраструктуры последней мили в России. Потому что множество компаний меняет структуру с аналоговой на цифровую, чтобы оказывать эти услуги.

Теперь мы пытаемся решить другую задачу. Не получится, сохранится статус-кво. Нам бы сейчас помочь в этом деле, а не говорить, что те продукты, которые вы предлагаете — не нужны, они избыточны. На этом этапе консолидация и желание решить эту проблему намного важнее, чем обсуждение конкретных позиций. Не надо думать, что именно в этом виде мы все прямо сейчас утвердим и принесем деньги Microsoft, Adobe и т.д. потому что есть предусмотренные законодательством процедуры расходования средств.

– А почему в вашем проекте на контроль за программным обеспечением выделено так много средств — 1,356 млрд. рублей?

– Это не только на контроль. Это на всю систему обучения этому софту, на систему дистрибуции, на систему распространения обновлений, на единый call-center для учителей и школьников, куда они будут звонить в случае проблем. Мы говорим, что нужно не просто раздать дистрибутивы. Нужно создать систему поддержки данного программного обеспечения кто бы не выиграл конкурсы свободное или коммерческое ПО. Также школьники смогут дистанционно обучаться этим продуктам. А система контроля нужна, так как все вендоры от нас требуют, чтобы вплоть до адреса школы было известно, где стоит их ПО. Нам нужен регистр на 60 тысяч объектов. Внутри года на любое количество новых компьютеров можно ставить новые версии и т.д. Нам система контроля нужна, чтобы контролировать, в частности, объем лицензионных платежей. Конечно, вся эта работа не может быть проведена вендером, так как он говорит: «Я вам продал продукт, например, Corel DRAW за четыре доллара и используйте его».

– Разве поставщики не должны обслуживать свои продукты? Довольно странно, что Российская Федерация должна за свой счет консультировать школьников по поводу продуктов, например, Microsoft?

– Для компании Microsoft, я вас уверяю, этот проект — социальный. На нем деньги не делают, если учесть, что за эти деньги еще поступает дистрибутив.

– А не смахивает эта ситуация на политику «первый косяк бесплатно»?

– Нет, мы в любой момент можем отказаться от коммерческого ПО, если есть ему достойная замена. Наша позиция такая, мы не просто должны школу подключить к сети интернет: во многих школах нет ни специалистов ни опыта эксплуатации такого оборудования, ни денег на оплату трафика. Поэтому мы школы подключаем и два года оплачиваем им трафик. Здесь тот же самый принцип мы должны не просто вбросить что-то в школы, чтобы это там тихо умерло, мы должны для всех школ создать систему поддержки, чтобы в частности, учить очно учителей информатики. У нас пока денег нет, и нет оснований считать, что деньги обязательно будут. Нам бы вообще пробить, чтобы государство платило за лицензионное ПО.

– А как сейчас поставляются компьютеры в школы?

– Очень просто. Во многих случаях без лицензий. Из 670 тысяч компьютеров 480 тысяч не имеет лицензий Microsoft Windows. Это большой миф, что компьютеры в 10-процентах случаев закупаются в школы с ОЕМ-лицензиями (заранее установленными).

– Они идут в школы без софта?

– А что вы думаете? Бедные регионы считают каждую копейку и не хотят тратить 40-80 долларов на каждый компьютер на ОЕМ-лицензии. Это можно вместо трех лицензий купить еще один компьютер. Как вам кажется, как они себя ведут? Масштаб проблемы в области лицензирования действительно угрожающий.

Источник:
http://www.svobodanew...114639003.html
User is offline
Go topGo end
8.06.2007 - 7:42
#3
d-view



Специалист
Group Icon

Группа: Наши Люди
Сообщений: 422
Регистрация: 26.07.2005
Из: xUSSR
Пользователь №: 31.145


Респектов: 88
-----X----




Доклад к научной конференции 2007 г. Славянского-на-Кубани Государственного Педагогического Института на тему: «Linux в образовании»


http://www.runtu.org/...klad-full.html
User is offline
Go topGo end

Topic Options
Сейчас: 25.04.2024 - 18:49
Мобильная версия | Lite версия