day & night

Символы ушедшей эпохи, Ностальгия
Дата обновления: , перейти к новому сообщению
#1
Декабрист



Опытный юзверь
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 140
Регистрация: 6.05.2007
Из: Саратов
Пользователь №: 390.216


Респектов: 48
-----X----


Предупреждений: 0


Символы ушедшей эпохи: спутник, авоська, граненый стакан

Всем известно, что в Советском Союзе потребление, как и благосостояние граждан, росло год от года, но предметов потребления при этом почти не было (как и их производства), а если и были, то лучше бы их не было.
Так, во всяком случае до недавнего времени, думали многие, кому удалось застать свободную от консюмеристских позывов эпоху и поносить школьную форму "веселых" монашеских цветов, попить на улице кваса, разливавшегося тетей в белом халате, и, находясь в отпуске или командировке, вдосталь попользоваться кипятильником.
» Нажмите, для открытия спойлера | Press to open the spoiler «

Однако только что вышедшая в США и Британии книга с броским заголовком MADE IN RUSSIA: Unsung Icons of Soviet Design ("Сделано в России: Невоспетые символы советского дизайна") пытается развеять этот стереотип, бросив пристальный взгляд на поп-культуру СССР 60-70-х годов.
Что за занавесом?
Время хрущевской оттепели несколько приоткрыло железный занавес: в 1957 году в Москве прошел Фестиваль молодежи и студентов, а двумя годами позже состоялась Американская национальная выставка, где случились знаменитые "кухонные дебаты" Никсона с Хрущевым.
Все это привнесло свежую струю в жизнь советских людей, а главное – показало им, как живут на "пресловутом Западе".
Именно тогда советская власть решила, что надо все-таки гражданам предоставить хоть какие-нибудь предметы потребления, а иначе тяга к иностранному дизайну окажется сильнее, чем даже самая светлая мечта о коммунизме.
Как пишет в развернутом предисловии к книге Михаил Идов, один из ее авторов, под чьим руководством это издание увидело свет, все эти события в конечном счете привели к тому, что по распоряжению партии был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики – ВНИИТЭ, занимавшийся разработкой передовых дизайнов.
Трагедия, однако, заключалась в том, что практически ни один из них не превратился в реальность: очень многие остались либо на бумаге, либо были произведены в одном экземпляре и так и не поставлены на поток.
Мешал тому и бюрократический аппарат, и неповоротливая советская легкая промышленность, где части одного целого (будь то бюстгальтер или радиоприемник) производились в разных концах огромной страны.
И все же кое-что доходило до прилавков, и сейчас, по мнению авторов книги, настало время посмотреть на многие тогдашние предметы именно с точки зрения дизайна, поскольку они, как ни странно, содержат очень интересные, зачастую наивные, но порой и передовые идеи.
» Нажмите, для открытия спойлера | Press to open the spoiler «

Авоська и граненый стакан
Авторы намеренно не включили в иллюстративный ряд откровенный кич и постарались доказать, что чисто советским стилем надо считать не конструктивизм 1920-х (поскольку художники этого направления начинали работать еще до революции и состояли в творческом диалоге с западными художниками), а именно то, что было произведено в Советском Союзе за железным занавесом.
Это всем нам хорошо знакомые кипятильник, авоська, наручные часы "Ракета", радиоточка "Тембр-3, аркадная игра "Морской бой", электрогитара "Тоника", олимпийский Мишка, "Мишка косолапый", Хрюша со Степашкой, Ванька-встанька, а также эмблемы серпа и молота, "Аэрофлота" и многое другое.
"В книге есть подтрунивание над некоторыми предметами советского быта, вроде складного стаканчика или кипятильника, - признается Михаил Идов, - но есть и искреннее восхищение некоторыми из них, которые можно переосмыслить сегодня как эко-шик - например, нашу авоську, которую года три-четыре назад я начал регулярно замечать на улицах Нью-Йорка. Это действительно прекрасный портативный и экологичный способ переноса грузов".
Разработанная в 30-х годах ХХ века авоська очень по-советски исключала приватность совершенной покупки - все, что ты нёс, сразу же становилось объектом наблюдений всей улицы, – но она давала возможность быстрого реагирования на стихийный "выброс" товара, будь то апельсины или туалетная бумага. К тому же не будем забывать, что в Советском Союзе каждый шел в магазин со своей сумкой.
Да что с сумками – люди шли "культурно отдохнуть" со своим граненым стаканом, чьим автором была Вера Мухина - та самая, которая произвела на свет знаменитую скульптуру "Рабочий и колхозница", ставшую эмблемой "Мосфильма".
В книге с деликатным юмором рассказывается, что когда лет десять назад эта скульптура была отреставрирована, то кто-то пошутил, что надо бы серп и молот, которые сообща держат рабочий и колхозница, заменить на другое произведение Мухиной - на восьмигранный стакан, прочность которого проверена временем: он же может выдержать не только 250 грамм водки, но и выдерживал первые индустриальные посудомоечные машины 30-х годов.
В посвященной ему главке рассказывается, как этот граненый стакан, который в послевоенные годы производился в количестве 5-6 млн штук в год, стал примером удачного слияния интересов промышленного дизайна и политики правительства.
"Во время своего правления Никита Хрущев в качестве меры по борьбе с алкоголизмом запретил 250- и 125-граммовые бутылки водки. Их заменила 750-граммовая бутыль, разливавшаяся на три граненых стакана, который вмещал аккурат 250 грамм, если наливали до краев".
Стакан устоял при распаде Советского Союза и до сих пор производится в городе Гусь-Хрустальный. Более того - его "двойника" можно обнаружить на полках IKEA, причем в трех разных размерах.
Шар с усиками
Как ни странно, символы советской эпохи, подчас даже не относящиеся к индустриальному дизайну, оказали влияние и на некоторые западные инновации.
"Совершенная форма спутника, этого шара с усиками, как мы его в книге называем, оказала свое влияние на американский дизайн, а точнее, на так называемый стиль Googie в калифорнийской архитектуре и эстетике 1960-х гг. Стали производиться и люстры, сделанные в форме спутника, эти знаменитые Sputnik lamps", - говорит Михаил Идов.
Но все же в основном "творческое оплодотворение" Запада и Востока работало в другую сторону: привезенные с Запада вещи, будь то платье или радиоприемник, разбирались по частям, а затем из них составлялись "оригинальные" копии.
Порой вдохновение посещало и самих членов Политбюро.
Примером тому может служить появление замечательного журнала "Кругозор", внутри которого, помимо текста, были еще и гибкие грампластинки.
» Нажмите, для открытия спойлера | Press to open the spoiler «

Что-то подобное – журнал с пластинкой в конверте - было замечено зорким Никитой Сергеевичем во время его поездки на Запад. "У нас есть такой журнал? - спросил он и, услышав отрицательный ответ, постановил - Будет!"
Однако Советский Союз при помощи закупленного во Франции станка по производству гибких пластинок произвел нечто свое: уникальное и теперь уже неповторимое слияние фотографии, текста и звука, запечатленного на виниловых пластинках, на которых советские меломаны могли послушать не только Эдиту Пьеху и Валерия Ободзинского, но и первые, не пиратские, записи Барбары Страйзанд, Майкла Джексона и даже "Пинк Флойд".
Мне было приятно узнать, что сегодня, спустя 20 лет после прекращения своего существования, сбереженные выпуски этого милого журнала, чье многозначное название придумал писатель Лев Кассиль, сканируются и оцифровываются энтузиастами.
"Веселая фетишизация" и тяжеловесная надежность
Чем же все-таки обусловлена эта, по выражению Михаила Идова, "веселая фетишизация" предметов советского ширпотреба?
Казалось бы, самый очевидный ответ был бы: легкая и уже почти неопасная ностальгия, которая наблюдается не только у эмигрантов из СССР, но и у тех, кто живет в новой России.
Однако по мнению заместителя директора Музея города Санкт-Петербурга, историка Юлии Демиденко, помимо этой этнографической попытки осмыслить советскую эпоху, очевиден также интерес к 60-м годам ХХ века, который наблюдается сегодня не только у бывших советских граждан.
Именно в эту эпоху развивается консюмеристская модель общества, когда вещи начинают очень быстро сменять друг друга, некоторые полностью уходят из обихода, и, кроме как у коллекционеров, их просто не найти.
"Это само по себе уже повод для пристального внимания и особого к ним интереса , а потом, мне кажется, что 60-е годы эта была последняя романтическая эпоха не только в СССР, но и на Западе, - рассуждает Юлия Демиденко. - А ведь романтизм проникнут особой верой в человека и человечество, в его будущее, когда казалось, что счастливое Завтра настанет именно завтра, а не при жизни наших детей и внуков".
"Тогда считалось, что эти вещи, произведенные из новых материалов - пластика, нейлона, кримплена – вас освобождают для чего-то более важного, творческого. Эти вещи не надо хранить в дорогих сервантах, их можно просто выбросить, не жалея. Это потом, уже в конце 70-х, до людей дойдет, что это все страшно загрязняет нашу маленькую зеленую планету, а в 60-е они просто заходятся от восторга, что можно легко избавляться от вещей".
» Нажмите, для открытия спойлера | Press to open the spoiler «

Парадокс, однако, и в том, что многие тогдашние товары делались на совесть, по старым стандартам, и оказывались чрезвычайно долговечными, как, например, фотокамеры ЛОМО, до сих пор пользующиеся популярностью у любителей нецифровой фотографии.
По мнению Михаила Идова, причина возврата интереса к вещам тех лет еще и в том, что в наше высокотехнологическое время у людей вновь появилась тяга к аналоговым вещам, к их материальной сути, к их тяжеловесной надежности.
"Мы немножко устали от того, что у нас в руках "волшебные коробочки", которые делают все, что нам нужно, но мы не понимаем, как именно они это делают, - говорит он, - Нам хочется подергать пленку, хочется заменить масло на чем-то, и советские предметы удовлетворяют эту жажду - они простые, понятные, и во многих случаях сделаны на века"

Источник: www.bbc.co.uk/russian/
User is offline
Go topGo end
 

Ответов(1 - 4)
11.07.2011 - 15:01
#2
potok



профи!
[SoftoRooMTeaM] Group Icon

Группа: СуперМодераторы
Сообщений: 9.532
Регистрация: 2.05.2006
Пользователь №: 158.398


Респектов: 5923
-----XXXXX




Твой софтовый форум

Хотите посмотреть старые диафильмы?
User is offline
Go topGo end
11.07.2011 - 15:48
#3
mish-kok



профи!
[SoftoRooMTeaM] Group Icon

Группа: СуперМодераторы
Сообщений: 6.623
Регистрация: 30.11.2005
Из: Россия
Пользователь №: 34


Респектов: 3392
-----XXXXX




Цитата | Quote
Хотите посмотреть старые диафильмы?

Коллекция старых добрых диафильмов
User is offline
Go topGo end
12.07.2011 - 2:52
#4
Georgius



Бывалый
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 34
Регистрация: 26.03.2006
Пользователь №: 133.085


Респектов: 2
-----X----


Предупреждений:


Могу добавить насчет фотоаппаратов ЛОМО - этот первый действительно компактный фотоаппарат с автоматической экспозицтей породил навое направление в фотографии, продержавшееся до 90-х годов, а то и дольше. Называлось "ломография". Фотограф снимал первое, что попадалось на глаза, держа фотоаппарат в опущенной руке и наводя его почти вслепую.Автоэкспозиция нередко ошибалась, но ошибки создавали особенную атмосферу снимка. Были клубы "ломографов", выходили альбомы и журналы.
User is offline
Go topGo end
21.01.2013 - 20:29
#5
HugoBo-SS



тут-та-ту
[SoftoRooMTeaM] Group Icon

Группа: Модераторы
Сообщений: 10.906
Регистрация: 3.04.2008
Из: Russia SPb
Пользователь №: 827.869


Респектов: 4350
-----XXXXX




Твой софтовый форум
User is offline
Go topGo end

Topic Options
Сейчас: 29.03.2024 - 2:53
Мобильная версия | Lite версия