Американские экономисты подсчитали, что файлообменные сети не сдерживают творческий порыв авторов музыки, фильмов и книг.
Напротив: чем слабее защита авторских прав, тем лучше для общества.
Феликс Оберхольцер-Гее (Гарвардский университет) и Колеман Штрумпф (Канзасский университет) опубликовали фрагмент монографии о выгодах интернет-пиратства. Несмотря на то что пиратство может нанести вред отдельно взятым бизнес-моделям, пиринговая технология не влияет на желание автора творить.
Между тем именно творческий порыв, а не банковские счета должно защищать авторское право, утверждают ученые.
Конституция США указывает на то, что авторское право должно «содействовать развитию науки и полезных ремесел, закрепляя на определенный срок за авторами и изобретателями исключительные права на их сочинения и открытия». По мнению экономистов, лакмусовой бумажкой копирайта должна стать проверка на прогресс и процветание искусства в эпоху P2P.
«Даже если ослабленный режим защиты авторских прав привел к снижению рентабельности той или иной отрасли, это не обязательно означает, что снижение прибыли уничтожит стимулы для создания и распространения художественных произведений, — говорится в работе. — Два соображения представляются особенно важными. С одной стороны, по мере ослабления копирайта эффективная цена на музыку, фильмы и книги падает, а с другой — увеличивается потребительская готовность заплатить за дополнительный контент. Если артисты получают доход от этих дополнений, то в целом стимулы для создания новых произведений не могут уменьшиться. Так, например, если музыка становится фактически бесплатной, цены на концерты (в дополнение к музыке), по всей видимости, должны возрасти, и артисты, которые получают доход от концерта, не пострадают от снижения продаж музыки. Точно так же писатели могут получить больше доходов от встреч с читателями, если последние уже знакомы с их книгами».
Пример с музыкой, впрочем, не вполне удачен, поскольку далеко не все исполнители активно концертируют. Например, «Битлз» в 1968 году отказались от этой практики.
Тем временем экономисты продолжают: «В то время как продажи альбомов в целом сократились, число записанных альбомов резко выросло. В 2000 году их было выпущено 35 516. Семь лет спустя — 79 695 (в том числе 25 159 цифровых альбомов). Даже если файлообмен стал причиной того, что продажи сократились, новые технологии, по-видимому, не привели к уменьшению количества музыки. Очевидно, было бы неплохо привести здесь данные о качестве этой музыки, но мы не знакомы с исследованиями на эту тему.
Аналогичную тенденцию мы видим и в других творческих сферах. Например, число художественных фильмов, выпускаемых в мире в течение года, увеличилось с 3 807 в 2003 году до 4 989 — в 2007-м. Страны с процветающим пиратством в большинстве своем увеличили объемы кинопроизводства. Это справедливо в отношении Южной Кореи (с 80 до 124), Индии (с 877 до 1 164) и Китая (со 140 до 402). В течение этого периода производство полнометражных художественных фильмов в США увеличилось с 459 до 590».
Экономисты говорят, что необходим эмпирический подход к оценке того, сможет ли доход от дополнительных продуктов компенсировать снижение выручки из-за интернет-пиратства. Они утверждают, что за последние годы доходы от концертов выросли сильнее, чем упали музыкальные продажи. Аналогичным образом увеличились продажи бытовой электроники и расходы на Интернет в связи с ростом популярности файлообмена.
В документе делается вывод о том, что технологии файлообмена действительно ослабили защиту авторских прав, однако политические дискуссии вокруг пиринговых сетей имеют слишком узкий характер. Обсуждается лишь законность новых технологий и их влияние на снижение продаж музыки в связи с пиратством.
«Авторское право существует для того, чтобы поощрять инновации и создание новых произведений — иными словами, содействовать социальному благоденствию, — гласит документ. — Вопрос, который надо задать, звучит так: будут ли новые технологии подрывать стимулы для создания и распространения развлечений?»
Работа заканчивается выводом: поскольку музыкальная индустрия — бизнес, сильнее других (предположительно) страдающий от пиратства, — более чем в два раза увеличила количество изданных записей с 2000 года, трудно утверждать, что файлообмен снизил стимулы к созданию новых произведений.
С фрагментом монографии можно ознакомиться здесь.
_http://www.hbs.edu/re....html#wp09-132Подготовлено по материалам The Register.